Для того, чтобы ясно дать себе отчет об основных проявлениях жизни растений и животных, необходимо познакомиться с двумя основными законами, без которых немыслима жизнь со всеми ее разнообразнейшими проявлениями; это:
1) закон сохранения энергии,
2) закон превращения энергии.
Раньше всего укажем, что энергией называют проявление всех разнообразных сил, которые действуют в природе. Сущность первого закона заключается в том, что энергия, возникая, не может исчезнуть, пропасть, а может только перейти в другое, до поры до времени скрытое, состояние. Второй закон заключается в том, что один вид энергии может превращаться в другой, т. е. световая энергия (напр., громадная сила солнечного света) может превращаться в тепловую, химическую, электрическую энергию и т. д. С первым законом мы уже имели случай познакомиться, когда говорили о построении углеводов, белков, жиров в растениях; что касается второго закона, то надо сказать, что вся наша жизнь есть подтверждение правильности его. После того, как растение делается нашей пищей, накопленная в нем, и находящаяся до того в скрытом виде, солнечная энергия превращается в различные виды энергии: тепловую, химическую и электрическую, что и составляет сущность всех проявлений жизни человека.
Значение солнечной энергии для нашей жизни известный ученый, профессор Оствальд, популярно рисует в своей книжке „Школа химии".
Ученик спрашивает учителя, откуда происходит энергия, заключенная в наших пищевых веществах? Учитель отвечает ему: "От солнца". Ученик возражает: „Я этого не понимаю". Учитель поясняет ему: „Откуда происходит наша пища? Она или растительного или животного происхождения. Растения растут только там, где есть солнечный свет, так как они потребляют солнечную энергию, чтобы строить свое тело; они накапливают эту энергию в себе. Животные, мясо которых мы едим, питаются растениями, следовательно, тоже солнечной энергией. Ученик: „Теперь я буду смотреть на солнце совсем другими глазами".
Если читатель запечатлеет в своей памяти то, о чем сейчас говорилось, в частности разговор учителя с учеником о значении солнечной энергии для питания и жизни, то это даст ему действительно возможность смотреть совершенно иными глазами на все жизненные процессы. Ему будет ясно, что хочет сказать в своей книге автор, если там будет говориться о значении и преимуществах сырой растительной пищи (фрукты, зелень), перед вареной, жареной, консервированной.
Н.К. Мюллер 1930г