В субботу министр сельского хозяйства США Том Вилсак заявил журналистам, что «запрет на ввоз в Россию обработанного хлором мяса птицы, вступивший в силу с 1 января 2010 года, способен негативно сказаться на отношениях США и РФ». Американский чиновник сообщил, что, примерно через неделю, делегация его ведомства отправится на переговоры в Москву.
Напомним, что с первого дня наступившего года Роспотребнадзор запретил ввоз на территорию нашей страны мяса птицы, обработанного хлором. Имеется в виду, конечно, не сам хлор, а его водный раствор в консистенции, превышающей допустимые нормы для питьевой водопроводной воды. Американцы считают, что именно такой раствор – наиболее удобная и безопасная форма обработки птицы на производстве для последующего употребления в пищу. Европейцы, а с недавних пор и россияне думают иначе.
«Это связано с тем, что использование хлора в воде для охлаждения мяса птицы приводит к накоплению на поверхности и в толще мяса побочных продуктов окислительной деятельности свободного хлора, в первую очередь хлорорганических соединений (хлорфенолов, хлораминов, тригалометанов и др.), представляющих опасность для здоровья человека», – говорится в пресс-релизе Роспотребнадзора. По данным НИИ питания РАМН, эффективность обработки хлором птицепродуктов с целью снижения микробиологических рисков и заболеваемости сальмонеллезом для здоровья человека не имеет достаточного научного обоснования с точки зрения микробиологического риска. Также не проведена оценка риска возможного влияния хлорсодержащих средств на проявление устойчивости микрофлоры к антимикробным веществам и лекарственным препаратам. И еще интересный факт: по новым нормам для производства продуктов детского, диетического питания и специализированных продуктов для беременных женщин разрешено только охлажденное мясо птицы.
Американцы же, выдвигая контраргументы, отмечают, что и у нас с хлором работают. «Насколько известно американским властям, хлор для обработки мяса птицы используют и многие российские предприятия… Мы предположили (в диалоге с российскими коллегами), что предлагаемая норма, вероятно, не сработает – не только с точки зрения США, но и применительно к их собственному агропромышленному сектору», – подчеркнул министр Вилсак. В свою очередь, директор Всероссийского научно-исследовательского института птицеперерабатывающей промышленности Виктор Гущин сообщил «НИ»: «Подавляющее большинство российских предприятий ранее изменило технологию, и в настоящее время вместо водных хлорсодержащих растворов при обработке птицы использует холодный воздух и водные растворы лимонной, молочной, уксусной и яблочной кислот».
Однако большинство наших небогатых потребителей озабочены не хлором, а ценами на курятину, которая для них стала единственным доступным видом мяса. Директор Росптицесоюза Галина Бобылева на этот счет заявила «НИ» следующее: «Учитывая большие остатки на складах, предприятия в декабре опустили отпускные цены на птицу на 10–15 руб. Поэтому в I квартале ни дефицита мяса, ни повышения цен не будет».
«Опасна ли обработка птицы хлорным раствором? Я не думаю, – считает президент Мясного союза России Мушег Мамиконян. – Американцы по такому же стандарту обрабатывают ее и для себя. Там очень жесткие медицинские нормы к сельхозпродукции. Это – повод к дискуссии врачей и ученых. Если бы собирались «выдавить» американцев с рынка, то просто понизили бы квоту, подняли пошлину, и это сработало бы лучше и тише».